Свирские водопады

Свирская
Высота:
5-10 м

Свирские водопады находятся в ущелье реки Свирской, которая протекает через поселок Лазаревское города Сочи и впадает в Черное море. Это территория Сочинского национального парка.

Свирские водопады

Чтобы попасть в Свирское ущелье, нужно в поселке Лазаревском идти по улице Свирской вдоль одноименного ручья. Улица заканчивается кассой Сочинского национального парка и стоянкой для автомашин. После кассы по тропе, несколько раз пересекающей реку Свирскую, необходимо дойти до большой поляны. Здесь сооружены деревянные скамьи, столы и оборудованы кострища. От кассы до поляны отдыха – около 400 метров. На левом берегу реки видна высокая гладкая стена, образованная круто стоящими пластами песчаника, над ней – опора ЛЭП.

Если пойти вверх по течению реки по правобережной тропке, идущей от поляны, то можно посетить два водопада. Один из них находится на левобережном притоке реки, на небольшом ручье. К водопаду ведет тропка по дну узкого ущелья, пройти нужно около метров 80. Высота водопада около 10 метров.

0 bafc1 a046575e orig.jpg
0 bafc3 94e9d98e orig.jpg

Ко второму водопаду путь идет дальше вверх по течению реки. Через сто метров путь входит в узкую теснину с отвесными стенами. Солнце сюда почти не проникает. Ширина теснины в самом узком месте не более двух метров. Скальные борта теснины покрыты натеками известкового туфа (травертина), по ним сочится вода. Водопада отсюда не видно, только слышен его шум. Чтобы подойти к водопаду, следует передвигаться по специально оборудованным пешеходным помостам, установленным вдоль стен ущелья. Этот водопад называется по имени реки и ущелья - Свирский. Мощная струя воды падает с высоты 7 метров и по каменному желобу попадает в заводь.

Свирское ущелье

От поляны для отдыха можно продолжить путь вверх по течению реки. Дорога идет сперва на подъем, потом почти горизонтально высоко над правым берегом реки. Через 700 м дорога пересекает реку и выходит на орографически левый берег к развилке. Если идти направо, то можно выйти к дольмену через 400 м. Дольмен корытообразный, вытесанный из целой глыбы песчаника. Только крышка его была сделана отдельно. Дольмен этот до недавнего времени почти полностью был укрыт почвой, и обнаружили его совершенно случайно.

Осмотрев дольмен, нужно вернуться назад к основной развилке у реки. На это раз следует выбрать левую дорогу, которая ведет к «Лунному камню». Дорога спускается к левому берегу реки Свирской и пересекает ее. Чуть ниже по течению виден небольшой водопад «Тещины слезы». Его высота – 5 метров. Здесь нужно перейти по камням на правый берег реки и идти дальше вверх по дороге. Слева шумит ручей. Скоро дорога забирает вправо и уходит от ручья. Через 200 метров путь пересекает линия электропередач (ЛЭП). Здесь нужно повернуть направо и продолжить движение уже по тропе. От водопада Тещины слезы до «Лунного камня» около 800 метров пути. Сам камень представляет собой огромную глыбу песчаника с заостренной вершиной. Высота камня – от 4 до 5 метров. Периметр основания камня составляет 10 метров.

Через 200-300 метров тропа приводит к небольшому двухкаскадному водопаду «Адам и Ева», падающему среди гигантских валунов, покрытых зеленым мхом. Высота водопада составляет около 7 метров. Здесь заканчивается маршрут. Обратно следует возвращаться тем же путем. Общая протяженность маршрута в одну сторону - около 3 км.

Происхождение названия

На старых картах первой половины XIX в. река обозначалась под названием Копс (Куапс), однако со временем этот гидроним перешел на соседнюю долину (современная река Куапсе или Мамедова Щель). Свое нынешнее название река Свирская получила в первой четверти ХХ в. по фамилии техника-механика Свирского, владевшего дачей в долине реки в конце ХIX – начале ХХ вв.

Литература

• Половинкина, Т.В. Сочинское причерноморье. – Издательство: Эль-Фа, Нальчик, 2006.