Кудепстинский каньон

Кудепста
Протяженность:
1,5 км

Кудепстинский каньон находится на реке Кудепста рядом с поселком Красная Воля в Адлерском районе города Сочи.

Река  Кудепста берет начало на южных склонах хребта Алек к востоку от горы Ефрем (865,8 м) недалеко от поселка Воронцовка. Длина реки Кудепста составляет 23 километра. Она впадает в Чёрное море в районе поселка Кудепста Хостинского района города Сочи. Поселок Кудепста в прошлом носил название Нижняя Николаевка, поскольку здесь находилась церковь Св. Николая-Угодника.

Каньон реки Кудепста по праву считается одним из самых красивейших в окрестностях Сочи. Путь к каньону начинается в поселке Красная Воля, в который можно попасть из Хосты на автобусе №128. В самой Красной Воле следует добраться до конца улицы В. Ульянова, где кончается асфальт. Отсюда следует повернуть направо и по грунтовой дороге спускаться вниз, к реке. На этой дороге по пути будет несколько развилок, но двигаться можно по любой из них, они равнозначны. Через два километра дорога выполаживается, и слева от нее открывается поляна на берегу Кудепсты. С дороги следует свернуть на поляну и пройти вдоль нее вверх по течению около 300 метров по длинной узкой просеке, которая выводит к началу каньона, протяженность которого составляет около 1,5 км. В этом месте на берегу раскинулась небольшая поляна.

От поляны в каньон по орографически правому берегу уходит тропа, которая петляет через самшитовые заросли по верхним ярусам каньона. В некоторых местах с тропинки можно спуститься поближе к каньону, иногда даже к самой воде. Глубокие стены каньона, сложенные пластами известняка, порыты густым слоем вечнозеленых лишайников и лиан.

Тропа поднимается выше и идет высоко над рекой вдоль пояса скал, понимающихся слева от нее. Через 500 метров от начала каньона тропа выходит к небольшому гроту в скалах. Сразу после грота по короткой лестнице, сколоченной из деревьев, тропа соскальзывает вниз и постепенно спускается к воде. Здесь стены каньона расступаются, а река образовывает живописную заводь. Тропа продолжает виться по борту каньона вверх по течению и вскоре выходит еще к двум заводям, образованным в местах расширения русла. Еще через 300 метров тропа выводит к наиболее интересной части каньона. Здесь бурный поток мчится в узких извилистых скалах, водоскаты и водопады идут один за другим. Однако вскоре тропа теряется в зарослях бурелома, и дальнейший путь вдоль берега очень затруднен. От этого места лучше вернуться пройденным путем назад, на поляну к началу каньона.